Шамордино собирает информацию о репрессированных сестрах

Шамордино собирает информацию о репрессированных сестрах Сегодня мы празднуем Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против своих граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры.

Член Синодальной комиссии по канонизации архимандри́т Дамаскин (Орловский) пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900».

Жестокое и беспощадное гонение на православных не обошло и Шамординскую обитель. После революции несколько лет монастырь просуществовал как сельскохозяйственная артель. Несмотря на давление советских властей, насельницам монастыря удавалось сохранять привычный для них образ жизни и совершать богослужения.

25 сентября 1919 года последняя игумения старого Шамордина Валентина отошла ко Господу. После ее кончины управление монастырем по благословению оптинских старцев приняла на себя казначея монахиня Елизавета (Соколова).

В начале 20-х годов гонения на Церковь приняли еще больший размах. 5 марта 1923 года было подписано постановление о ликвидации в двухнедельный срок Шамординский обители «как рассадника контрреволюции в прилегающем районе». Сестер обязали очистить помещения, предварительно производился обыск подозрительных монахинь, часть их вещей конфисковалась, после чего выдавалось разрешение на право выезда из монастыря.

Выселяли монахинь из келлий, построенных на личные трудовые средства, и с монастырских дач. В богадельню перевозили из больниц уезда хронических и тяжёлых больных. Не хватало дров, керосина, теплой одежды, белья, одеял, не говоря о пище и самом необходимом. В отобранных у монастыря келлиях расположились детдома. Свирепствовали болезни, голод. Дети нападали на соседние огороды, занимались нищенством. Кругом антисанитария, голод, холод.

Когда монастырь был окончательно закрыт, часть сестер отправили в ссылку, а часть разошлись кто куда. Многие были сосланы в Казахстан. Везли их в ужасных антисанитарных условиях, умирало до сорока человек в день. Один этап кормили сушеной воблой без воды. На какой-то остановке монахини выскочили, бросились к привокзальному болотцу... Не доезжая до места на¬значения, все до одной скончались от дизентерии. Выжившие сестры были брошены на произвол судьбы. Жили в прислугах в аулах, голодали.

Некоторых сестер сослали в Северный край, около 30 человек отправили в Соловецкий концлагерь.

В 1937 и 1938 годах были арестованы и расстреляны 13 сестер Шамординской обители:

1. преподобномученица послушница Мария (Лактионова Мария Михайловна) - 1886 г. р., из крестьян Курской губ., д. Гнездилово. В обитель поступила в 1913 г., несла послушание в одном из скитов, трудилась в слесарне и находилась в монастыре до его закрытия в 1923 г. С 1934 г. проживала в г. Белеве, где под духовным руководством епископа Никиты (Прибыткова) монашествующие и миряне создали большую общину, в которой ежедневно совершались богослужения. 16 декабря 1937 г. епископ Никита (Прибытков) был арестован, вместе с ним были арестованы еще 19 человек, в том числе послушница Мария. Ее обвинили в том, что она «состояла в подпольном монастыре». На допросе Мария мужественно отвечала следователю: «Ни о каком монастыре я не знаю. Против власти никогда не шла». 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, им не давали спать и даже садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Епископа Никиту, вместе с ним послушницу Марию Лактионову и других монашествующих, священнослужителей и мирян расстреляли 8 января 1938 г. в Тесницком лесу под Тулой. Прпмц. Мария Лактионова – канонизирована определением Священного Синода в 2001 г.

2. монахиня Елисавета (Соколова Елизавета Дмитриевна), 1865 г. р., из мещан г. Тулы. В 1887 г. в 22 года поступила в монастырь, еще при жизни преподобного Амвросия Оптинского; несла послушания учительницы в детском монастырском приюте, письмоводителя, казначеи. В 1923 г. арестована комитетом ОГПУ за сокрытие церковных ценностей, осуждена на два года тюремного заключения. С 1924 г. по 1937 г. жила в г. Козельске. Мать Елисавета как старшая сестра поддерживала всех шамординских сестер, живших в Козельске, помогала и материально, и духовно. В 1937 г. вновь арестована по обвинению в агитации против советской власти. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.

3. монахиня Тихона (Сомова Ольга Константиновна), 1874 г. р., дворянка, дочь губернского секретаря, уроженка Воронежской обл. Обучалась в Московском Елизаветинском институте, поступила в монастырь в 1894 г. Несла послушание старшей в иконописной мастерской. В 1931 г. арестована органами ОГПУ «за контрагитацию», находилась под следствием 5 месяцев, освобождена «за недоказанностью». Жила в г. Козельске. Вновь арестована осенью 1937 г. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.

4. монахиня Марфа (Долинино-Иванская Марфа Михайловна), 1884 г. р., дворянка, уроженка Тульской губ., дочь статского советника, племянница первой настоятельницы Казанской Горской женской пустыни схимон. Софии (Болотовой). Окончила Московский Александро-Мариинский институт. Поступила в монастырь в 1906 г. Несла послушания золотошвеи, секретаря монастыря. После закрытия монастыря была счетоводом в артели до 1923 г. Арестована 16 ноября 1937 г., осуждена 29 ноября 1937 г. УНКВД Смоленской обл. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.

5. монахиня Тихона (Михайлова Матрона Михайловна), 1867 г. р., из крестьян Тульской губ. В обитель поступила в 1884 г., еще при жизни преподобного Амвросия Оптинского. Несла послушание регента. Осуждена 10.10.1937 г. тройкой УГБ УНКВД Западной области. Расстреляна 02 ноября 1937 г.

6. послушница Анастасия Дмитриевна Прохорова, 1871 г. р., из крестьян Тульской губ. В 1914 г. определена в число послушниц, неграмотная, послушание – общее. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.

7. послушница Анна Ипполитовна Самойлова, 1886 г. р., из крестьян Тульской губ. Поступила в обитель в 1904 г. Несла послушание в хлебне. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.

8. послушница Христина Яковлевна Пятибрат, родилась в 1889 году в д. Бабичевка, Полтавской губернии, из крестьян. В 1914 г. Христина поступила в монастырь, была неграмотная, несла послушание погребничной, в ее обязанности входило рыть могилы, хоронить сестер и ухаживать за могилками. За усердие в послушании игумения Валентина быстро одела Христину в послушнические одежды и в 1919 г. подала документы на рясофор.

Послушница Христина трудилась в монастыре до его закрытия в 1923 г. В 1936 г. она перебралась в Белев к родному брату Даниилу, изгнанному оптинскому монаху. Вместе с братом они вошли в общину, созданную под духовным руководством епископа Никиты (Прибыткова). Когда епископ Никита был арестован, с ним, в том числе, были арестованы шамординские послушницы Мария Лактионова, Христина Пятибрат и ее брат монах Даниил.

Арестованные перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. В протоколе допроса указано, что послушница Христина своей вины не признала. Расстреляли их 8 января 1938 года в Тесницком лесу под Тулой.

 9. послушница Евфимия Тимофеевна Бириллова, 1890 г.р., из крестьян Могилёвской губ., несла клиросное послушание. Расстреляна 19 января 1938 г. в г. Смоленске.

10. послушница Параскева Козьмина Ефимова, 1869 г.р., из крестьян, послушание – клиросное. Расстреляна 19 января 1938 г. в г. Смоленске.

11. послушница Анна Герасимовна Скороходова, 1874 г.р., из крестьян, послушание - на монастырской даче (скит). Расстреляна 19 января 1938 г. в г. Смоленске.

12. послушница Агриппина Анисимовна Мельникова, 1879 г.р., из крестьян, послушание в иконописной мастерской. Расстреляна 19 января 1938 г. в г. Смоленске.

13. послушница Екатерина Ивановна Усова, 1881 г.р., из крестьян. Расстреляна 19 января 1938 г. в г. Смоленске.

Многие сестры нашей обители скончались в ссылках, нам известны некоторые из них:

1. Монахиня Параскева (Соловьева Параскева Ивановна), 1888 г.р. Осуждена в 1937 г. к 10 годам исправительных лагерей, скончалась в ссылке в 1943 г.

2. Монахиня Вера (Назарова Варвара Федоровна), 1884 г.р. Осуждена в 1937 г. к 10 годам исправительных лагерей. Скончалась в ссылке в Казахстане в 1938 г.

3. Монахиня Анна (Богомолова) скончалась в ссылке в 1931 г.

4. Послушница Александра Елецкая скончалась в Казахстане в 1931 г.

5. Предположительно погибла в ссылке монахиня Мария (Долинино-Иванская Мария Михайловна), 1875 г. р., из дворян Тульской губ., дочь статского советника, родная сестра мон. Марфы (Долинино-Иванской). Окончила Московский Александро-Мариинский институт. В 1905 г. поступила в монастырь и проходила послушания: в типографии, заведующей золотошвейной мастерской, хранительницы хибарки первоначальницы обители схим. Софии. В 1915 г. была пострижена в мантию. После преобразования монастыря в сельскохозяйственную артель работала наборщицей в типографии, счетоводом в канцелярии. С 1923 г. после ликвидации монастыря поселилась с сестрой Марфой в г. Козельске. В 1931 г. арестована по обвинению в агитации против советской власти и помещена в Брянскую тюрьму. От постоянного недоедания и тяжелых условий жизни у мон. Марии по заключению медкомиссии был выявлен туберкулез легких. Заседанием тройки ПП ОГПУ по Западной области от 21 июля 1931 г. принято решение: «Сослать Марию Михайловну Долинину-Иванскую через ПП ОГПУ в Севкрай сроком на 3 года». Дальнейшая ее судьба не известна.
Наравне с убиенными сестрами достойны почитания шамординские исповедницы, прошедшие ссылки, лишения, голод, постоянные преследования от безбожной власти, но несмотря ни на что сохранившие верность Христу.

Среди пострадавших сестер обители особенно почитается исповедница монахиня Амвросия (Оберучева Александра Дмитриевна). Она родилась в 1870 г., в г. Сочи, была дочерью офицера. Окончила Московский Александровский институт и женский Медицинский институт в Петербурге. Во время учебы ее пытались привлечь к участию в революционной работе, но она твердо и мужественно отстаивала свое религиозное мировоззрение. После окончания института Александра Дмитриевна поступила на должность земского врача и самоотверженно служила людям.
В 1914 г. Александра Дмитриевна добровольно поехала на фронт и работала врачом военного лазарета. В 1917 г. поступила в Шамординскую обитель, в 1919 г. приняла постриг в мантию. После ликвидация монастыря мон. Амвросия с некоторыми сестрами обители поселилась в г. Козельске, вокруг нее стала образовываться община гонимых сестер, которую она возглавила. В 1930 году мон. Амвросию арестовали. Следствие обвинило ее в организации общины, в агитации молодых девушек и привлечении их к монашеству. Мать Амвросия обвинение не признала. Ее приговорили к 5 годам ссылки в Северный край. Будучи больной и немощной, она прошла по тяжелейшему этапу через Котлас, Великий Устюг, Кичменгский городок. В лагере матушка много молилась и оказывала врачебную и духовную помощь ссыльным. По возвращении из ссылки поселилась в Загорске (ныне Сергиев Посад) и, несмотря на свое слабое здоровье, по-прежнему принимала людей, обращавшихся к ней за врачебным советом. Скончалась монахиня Амвросия 9 сентября 1944 г.

Монахиня Павлина (Сидорцева Пелагия Александровна) , родилась в 1896 или в 1897 г. в Тульской губернии, из крестьян. В 1914–1915 г. посту¬пила в монастырь. В обители несла тяжелые трудовые послушания на огородах, в трапезной, в поварне, в хлебном корпусе, носила дрова. Мать Павлина в молодости немного юродствовала, на свою внешность не обращала никакого внимания, ходила в грязной, рваной одежде. Но с возрастом юродствовать прекратила и одевалась опрятнее.

После закрытия монастыря проживала в г. Козельске, некоторое время жила в общине мон. Амвросии (Оберучевой). В 1934 г. мон. Павлина была арестована и направлена в ссылку в Казахстан, затем жила в Козельске. На государственной работе никогда не работала, питалась трудами рук своих, строго соблюдала посты, была неприхотлива в пище, часто кушала испорченную еду. За своей внутренней жизнью она следила очень строго, неопустительно совершала монашеское молитвенное правило. Характер был у нее строгий, можно даже сказать, несколько суровый и всяких нежностей в обращении с другими, а тем более дружеских привязанностей и пристрастий не допускала никогда за всю свою жизнь.

Отличалась она особенной нестяжательностью, убранство ее жилища было поистине нищенское. Она добровольно взяла на себя подвиг ухода за больными никому не нужными сестрами, и досматривала их до смерти.

Мать Павлину знали во многих городах страны и почитали как истинную монахиню и строгую подвижницу. Почитатели ее, среди них были и высокие духовные лица, просили в письмах ее святых молитв и не забывали оказывать ей материальную и вещественную помощь, но она всё раздавала. В праздник Рождества Христова мон. Павлина почувствовала себя очень плохо и настойчиво просила причастить ее Святых Христовых Таин. После причастия священник про-читал канон «пред исходом души из тела», а утром на следующий день она мирно почила о Господе.

Схимонахиня Серафима (Бобкова Ирина Ефимовна) была духовным чадом прп. Никона Оптинского, в годы гонений последовала за ним в ссылку в Северный край и служила ему до его смерти. Затем жила на своей родине в Гомеле. В 1942 г. тайно пострижена в мантию, в 1977 г. – в схиму. Когда начала возрождаться Оптина пустынь, старица выразила желание переселиться в Шамординский монастырь. И как только возобновилась монашеская жизнь в Шамордине, ее просьба была исполнена. Схимон. Серафима рассказывала новым сестрам о старцах, о жизни в обители, об уставе, о послушаниях. Она являлась кладезем живой веры и любви к Господу и ближним, примером смирения и терпения. В канун праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, 3 ноября 1990 г., схим. Серафима мирно почила о Господе.

Сестра схимонахини Серафимы, схимонахиня Анастасия (Бобкова Анастасия Ефимовна), поступила в монастырь в 14 лет. После закрытия обители работала уборщицей в больнице при бывшем монастыре Оптиной пустыни. В 1927 г. была арестована и сослана на 3 года в ссылку в Казахстан вместе с отцом Кириллом (Зленко), насельником Оптиной пустыни. Отец Кирилл был болен туберкулезом, и Анастасия самоотверженно ухаживала за ним до самой его кончины, отбыв с ним добровольно еще 2 ссылки. После смерти отца Кирилла Анастасия вернулась на родину в г. Гомель, где приняла монашеский постриг с именем Анимаиса.
По доносу соседей ее снова арестовали сослали на 8 лет. Последнюю ссылку мать Анимаиса провела в Волгоградской области на лесоповале, обрубала сучья. После войны, когда мать Анимаиса вернулась из лагеря, ее оправдали, судимость сняли. В 1977 г. архимандрит Наум (Байбородин) постриг сестер Бобковых в схиму. 12 ноября 1978 г. схимон. Анастасия преставилась ко Господу.

Схимонахиня Мария (Ушкова Марфа Моисеевна), 1864 г. р., родилась в Богородицком уезде, от рождения слепая. Поступила в монастырь в 1890 г., жила в богадельне. После закрытия монастыря в 1923 г. переехала в с. Волово Тульской обл. Схимон. Мария окормляла шамординских сестер, вернувшихся из ссылки. Ее почитали как ревностную молитвенницу, имевшую особый дар рассуждения и прозорливости. Скончалась в 1942 г.

Монахиня Амвросия (Матрона Никитовна Полякова), 1888 г. р., из крестьян Ливенского уезда. В 1913 г. поступила в Шамординскую обитель, несла послушание при монастырской гостинице. Мон. Амвросия была высокой духовной жизни, особенно ревностна в молитвенном делании. В послевоенные годы после открытия в 1945 г. Никольской церкви в с. Осинове Тульской обл. помогала при церкви, пекла просфоры. По воспоминаниям жителей с. Волово, к мон. Амвросии приходило много людей, просящих молитвенной помощи и совета. Когда мон. Амвросия была при смерти и лежала без движения и признаков жизни, в руках она держала четки. Племянница матушки решила взять себе на память эти четки и вынуть их из руки умирающей. И тут пальцы матери Амвросии взволнованно задрожали. Так и остались чётки в руках молитвенницы, с непрестанной молитвой отдала она дух свой Господу. Скончалась монахиня Амвросия 2 февраля 1978 г.

Нам известно приблизительно о 140 пострадавших сестрах, из которых 13 были расстреляны, 35 погибли в ссылках, 92 претерпели репрессии. Но их было, конечно, гораздо больше. Все они не сошли с предначертанного для них Промыслом Божиим крестного пути. Своей крепкой верой и мужественным терпением всех мук и страданий даже до смерти они явились победителями видимых и невидимых врагов, и мы верим, что ныне они с дерзновением предстоят пред Престолом Божиим и молятся о спасении нас, грешных.

4 февраля 2024